Туристический поход по паломническим тропам Нижегородской области к озеру Светлояр

 

Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,

 приобретают способность сами ставить вопросы

 и получать на них фактические ответы,

оказываясь на более высоком умственном

 и нравственном уровне в сравнении с теми,

 кто такой школы не проделал.
К.А. Тимирязев

 

1. Исследовательская экспедиция «Светлояр – 2006»

В июле 2006 года педагогами Лектория была организована детская экспедиция в рамках туристического похода по паломническим тропам Нижегородской земли к озеру Светлояр. С этим озером связана замечательная легенда о невидимом граде Китеже, которая вдохновляла к творчеству Н.А. Римского–Корсакова, Н.К. Рериха, Мельникова-Печерского и других (фото 1).

Перед детьми были поставлены исследовательские задачи, а сама экспедиция рассматривалась как итог работы детской группы за 2005-2006 учебный год. Для того чтобы дети поняли суть исследовательской работы, что надо при этом делать, как правильно организовать исследования, как их обобщить и представить, в группу был приглашен научный руководитель.

 

2. Перед участниками экспедиции были поставлены цели:

   Знакомство с природой, культурой, традициями своей страны.

   Гармонизация мыследеятельности и поведения через общение с природой, устремление к прекрасному.

   Формирование целостного представления о мире, умения видеть взаимосвязи происходящих явлений и процессов, устанавливать причинно-следственные связи.

 

Для достижения указанных целей были поставлены следующие задачи:

   Провести мониторинг состояния окружающей среды, анализ экологической ситуации обследуемой территории (на уровне возможностей школьников начальных и средних классов).

   Развивать познавательный интерес через опору на собственный опыт.

   Развивать умение анализировать собственное поведение в различных условиях, воспитывать чувство любви к природе, всему живому, планете Земля.

   Воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей среды.

   Воспитывать выносливость, волю, терпение, умение жить в коллективе.

   Укреплять физическое здоровье.

   Повышать уровень физической подготовленности.

 

 

3. Вот как выглядел полный состав экспедиции «Светлояр-2006»

 

Научный руководитель – Гроза Алексей Борисович, сотрудник Центра экологии и туризма Нижегородской области.

Руководитель маршрута – Кожемякин Дмитрий Валентинович.

Педагог-организатор – Калинкин Олег Анатольевич.

Педагоги-исследователи: Келим Лариса Юрьевна, Мазурина Любовь Викторовна, Малыхина Марина Вадимовна, Баева Гаяна.

Организатор спортивных и музыкальных программПетроченко Владимир Константинович.

 

Участники детской группы исследовательской экспедиции:

Келим Денис – 11 лет.

Калинкина Анастасия – 9 лет.

Калинкин Святослав – 6 лет.

Мазурин Александр – 6 лет.

Мазурин Андрей – 5 лет.

Роом Яков – 9 лет.

Роом Артем – 6 лет.

Максим (мальчик из детского дома, г. Зарайск) ­­– 11 лет.

 

4. План похода

Маршрут исследовательской экспедиции «Светлояр – 2006» был разработан в сотрудничестве с А.Б. Грозой (рис. 1: Карта маршрута):

   9 июля – Москва – отъезд в г. Семёнов

   10 июля – г. Семёнов (экскурсия), переход до села Мериново.

   11 июля – с. Мериново (отдых, исследования).

   12 июля – переход до села Покровское.

   13 июля – с. Покровское (отдых, исследования).

   14 июля – переход до села Быдреевка.

   15 июля – с. Быдреевка (отдых, исследования, посещение ковшечника Брунова В.М.).

   16 июля – переход до села Пыдрей (экскурсия в школьный этнографический музей).

   17 июля – переход до деревни Малая Софиевка (исследования, ночевка).

   18 июля – переход М. Софиевка – с. Топан – с. Владимирское, оз. Светлояр.

   19-23 июля – с. Владимирское (отдых, занятия, экскурсии, праздничный отчетный вечер).

   24 июля – переезд в Нижний Новгород – посещение Кремля, прогулка по Волге, отъезд в Москву.

 

5. Краткий отчёт о проведённых исследованиях

 

5.1. Этнографические исследования

Рано утром 10 июля 2006 года наша группа прибыла в Семёнов и остановилась в Детской библиотеке (фото 2). Здесь юных исследователей встретил научный руководитель экспедиции А. Б. Гроза (Фото 3). Алексей Борисович рассказал о целях экспедиции и поставил перед ребятами интересное этнографическое задание: у местных жителей узнавать об истории посёлков и деревень, которые будут встречаться на маршруте, о традициях, обрядах, ремёслах, особенностях речи. Также было отмечено, что маршрут, по которому пойдёт наша группа, в каком-то смысле экспериментальный, т.к. он только разрабатывается и в дальнейшем может стать одним из популярных в туризме китежских направлений. Все свои наблюдения, заметки и открытия ребята должны были записывать в заранее подготовленные для экспедиции блокнотики.

В этот же день все участники посетили Семёновский музей истории и этнографии, где ребята узнали о происхождении названия города, об истории его возникновения и развития, а также о традиционных ремёслах, в том числе и знаменитой на весь мир хохломе (хохломской росписи) (фото 4).

В с. Покровское ребята беседовали со старожилами этих мест (фото 5) и узнали много интересного об истории села, посетили заброшенную Покровскую церковь – образец деревянного зодчества этого края.

Больше всего запомнилась нашим детям встреча с жителем с. Быдреевка мастером-ковшечником дядей Веней (Вениамином Михайловичем Бруновым), который мастерски умеет делать лодки, художественные изделия из дерева, прекрасно рисует и пишет стихи. Он пригласил ребят в свою мастерскую, подробно показал им процесс изготовления деревянных ложек, да и сами дети смогли попробовать себя в этом ремесле (фото 6).

В с. Пыдрей наши исследователи познакомились с самодеятельным школьным этнографическим музеем. Его организовала учительница английского языка Людмила вместе со своими учениками. Экспонаты собирали силами местных жителей. Получилась довольно интересная коллекция старинных бытовых вещей, которая размещена в деревянном бревенчатом доме (фото 7).

Путь нашей экспедиции пролегал через села, леса, заброшенные деревни и везде ребята находили важный для решения своих исследовательских задач материал (фото 8).

Во время экспедиции для детей были организованы интересные экскурсии: в село Троицкое, где ребята познакомились с величественным деревянным храмом – памятником архитектуры середины 17 века (фото 10), в дворянскую усадьбу Левашовых на живописном берегу реки Ветлуга, в историко-художественный музей «Китеж» в селе Владимирское (фото 9).

Во Владимирском детском центре творчества ребятам устроили мастер-класс по лепке из глины. Наши дети с большим энтузиазмом и фантазией мастерили глиняные поделки, которые привезли с собой в Москву (фото 15).

 

5.2. Исследования окружающей среды

Первые навыки исследовательской деятельности ребята приобретали под руководством учителя географии, кандидата психологических наук Мазуриной Любови Викторовны. Специально для экспедиции была приобретена переносная лаборатория «Пчёлка –У», с помощью которой дети учились проводить настоящие экологические исследования воды, воздуха, флоры и фауны местности (фото 11, 12). Ребята составляли таблицы по содержанию нитратов в местных овощах и фруктах, определяли запыленность воздуха и содержание углекислого газа в нём, сравнивали показатели качества питьевой воды и воды из местных водоёмов, исследовали и описывали местные природные сообщества.

Помимо проведения исследований, дети тренировались в наблюдательности и умении видеть красоту окружающей природы. Для этого у каждого ребёнка имелся фотоаппарат, чтобы делать снимки и затем, по окончании похода, самые лучшие представить на фотовыставку. Поначалу ребята активно фотографировали всё подряд, затем постепенно они научились видеть, анализировать, сравнивать и выбирать самые лучшие моменты для съёмок (фото 13). Так, уже в Москве на занятии по итогам экспедиции, ребятам была представлена коллекция всех походных фотографий, из которых они должны были выбрать по 10 самых интересных и красивых. В результате выбора, мнение ребят по некоторым, самым удачным и красивым фотографиям совпало, что свидетельствует о некотором успехе в деле воспитания восприятия красоты и гармонии (фото 14).

 

5.3. Физическое воспитание

Одной из важнейших задач похода было укрепление здоровья и физической подготовленности детей, развития таких физических качеств как выносливость, сила, ловкость, координация и других. Известно, что физическое воспитание способствует формированию таких качеств характера как терпение, трудолюбие, смелость, сила воли. Эти задачи решались как в естественных условиях похода, когда ребята, с рюкзаками по 3-7 кг на спине, преодолевали по 8-10 км по сильно пересеченной местности, так и в периоды отдыха на стоянках, где ребята играли в подвижные игры и плавали.

Обязательным элементом физического воспитания было выполнение утренней зарядки. Рано утром дети под руководством одного из преподавателей выполняли комплекс упражнений из различных оздоровительных систем – каратэ, тайцзи, тибетской гимнастики. Это способствовало формированию интереса ребят к здоровому образу жизни, к физическому самосовершенствованию.

Педагог Малыхина Марина Вадимовна вела ежедневные наблюдения за самочувствием ребят. Применялась методика самооценки состояния своего здоровья. Ребята учились слушать и чувствовать свой организм, отличать физическое состояние от психологического.

Анализируя полученные результаты, можно утверждать, что в целом более половины детей хорошо адаптировались к физическим нагрузкам и повысили свой уровень физической подготовленности.

 

6. Ведение дневника

С самого начала экспедиции перед ребятами была поставлена задача – вести дневники для того, чтобы записывать туда свои впечатления, новые знания, наблюдения. Эта работа оказалась одной из самых сложных для наших детей. Во-первых, требовалось соблюдать ритм записей. Во-вторых, дети, к сожалению, плохо умеют формулировать свои мысли, не приучены анализировать свои чувства и поступки. Всему этому наши ребята постепенно учились, сидя у костра, когда каждый мог поделиться впечатлениями и интересными наблюдениями. Рассказать о трудностях, задать вопросы.

Навык осмысления своих впечатлений проявился у ребят после поездки, когда они, уже по своей инициативе продолжали писать: кто дневниковые записи, кто статью в газету «Мыслитель» (основана в декабре 2007 года как орган Детской секции Лектория. Авторами статей, рисунков и фотографий являются сами дети). Один из участников составил «Азбуку экспедиции». В неё вошли новые термины и понятия, о которых он узнал в походе (валек, ботник, дымарь и многие другие).

 

7. Последний день

Последний день нашего похода был особенно торжественный. Под руководством Анны Борисовны Овчинниковой-Новочадовской был поставлен спектакль «Путники Светлого Града», в нём приняли участие и дети, и взрослые (фото 16). Научный руководитель экспедиции Гроза А.Б. провёл краеведческую викторину, где наши дети смогли показать, как они справились с заданием научного руководителя, что нового и интересного узнали в походе. Всем ребятам вручили памятные подарки. Конечно же, не обошлось без песен у костра и праздничного чаепития.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обсуждая результаты экспедиции, можно сделать следующие выводы.

Поход является наиболее удачной формой закрепления и реализации на практике тех целей и задач, которые в течение учебного года решались в процессе работы с детьми.

Каждая минута, каждый час, каждый день экспедиции служили для детей своеобразным тестом, испытанием на соответствие своим собственным теоретическим знаниям и рассуждениям, которыми они делились в учебном году во время занятий по литературе, географии, музыке, физической культуре.

Оторванность от привычной домашней обстановки, высокие физические нагрузки, необходимость вести исследования и выполнять намеченную программу, трудиться для коллектива – всё это в какой-то степени ломало сложившиеся стереотипы поведения, выявляло скрытый потенциал ребенка, его индивидуальные психологические особенности.

Детям ежедневно приходилось чему-то учиться. Во-первых, приобретать практические навыки – ставить палатку, собирать дрова, делать по утрам зарядку, плавать, организовывать подвижные игры, ориентироваться на местности и многое другое.

 Во-вторых, проводить исследования окружающей природы – анализировать свойства воды, воздуха, наблюдать за растительным и животным миром, изучать особенности культуры края. Это, в свою очередь, способствовало развитию наблюдательности, внимания, утончённому восприятию окружающего мира.

В-третьих, что очень важно и наиболее сложно постигается детьми, учиться жить в группе, ощущать её как коллектив, как семью, а это требовало проявления таких качеств, как взаимопомощь, сотрудничество, умение подчинять свои желания интересам коллектива.