ОТЧЁТ ОБ ЭКСПЕДИЦИИ В ХАКАСИЮ-САЯНЫ 2012 ГОДА

ОТЧЁТ ОБ ЭКСПЕДИЦИИ В ХИБИНЫ 2009 ГОДА

ОТЧЁТ ОБ ЭКСПЕДИЦИИ НА АЛТАЙ 2008 ГОДА

ОТЧЁТ ОБ ЭКСПЕДИЦИИ НА УРАЛ 2007 ГОДА

ОТЧЁТ ОБ ЭКСПЕДИЦИИ НА ОЗЕРО СВЕТЛОЯР 2006 ГОДА

Идея о необходимости особой целенаправленной работы с детьми и создания педагогической группы при Лектории возникла еще в середине 90-х годов на семинарах по Живой Этике, проводимых Ниной Александровной Стадниковой. Именно тогда актив Лектория установил тесное сотрудничество с Ассоциацией творческих учителей России (АСТУР), президентом которой многие годы является директор-учредитель московской интернациональной школы "Планета", кандидат философских наук В.Б. Сорокин. Перед учителями стояла задача - собрать по крупицам творческий опыт по разработке и внедрению в школьную практику идей Живой Этики. В Лектории прошел цикл лекций под общим названием "Нетрадиционные подходы к педагогике и мировая культура", завершившийся проведением Круглого стола с участием директора Института востоковедения РАН Р.Б. Рыбакова, известного педагога, академика РАО Ш.А. Амонашвили, президента АСТУРа В.Б. Сорокина. Тогда же Н.А. Стадникова написала методическое пособие для учителей "Искусство мыслить", а педагог Л.В. Мазурина (автор учебника "Космическая география") на основе этой методики провела экспериментальные занятия с учениками 5-6 классов общеобразовательной школы. В творческий поиск включились и другие педагоги Лектория, которые стали активными участниками конференций, ежегодно организуемых и проводимых АСТУРом.

Так постепенно образовалась группа педагогов-энтузиастов, начавшая работу над созданием экспериментальных программ и учебников, в основе которых лежит обучение детей искусству мыслить.

В мае 2005 года состоялись первые практические занятия с небольшой группой детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Основная цель таких экспериментальных занятий - расширение сознания детей на основе миропонимания Новой эпохи, воспитание у них высоких нравственных качеств и духовного устремления, раскрытие творческого потенциала.

Программы, по которым занимается детская группа Лектория, разрабатываются по двум направлениям - естественнонаучному и эстетическому. Естественнонаучный цикл включает занятия по истории, географии, физическому воспитанию. Эстетический - занятия музыкой, историей искусства и литературой. В настоящее время с группой детей работают 5 преподавателей, их авторские программы носят поисковый характер и базируются на основных положениях Живой Этики и гуманной педагогики.
Занятия проводятся в форме диалога преподавателя, детей и их родителей. Тематику занятий готовят педагоги по своей программе и учебному плану, но особенностью каждого занятия является импровизация, неповторимость, совместное творчество детей и взрослых. Индивидуальный подход к каждому ребенку, основанный на принципах гуманной педагогики, позволяет постепенно раскрывать его потенциал, прививает умение слышать, видеть, думать и размышлять, быть свободным в своей мыследеятельности при непременном условии соблюдения уважения к окружающим людям.

По окончании учебного цикла, в летнее время продолжаются занятия в форме туристических походов и поездок по историческим местам. Участники детской группы Лектория вместе с родителями и педагогами уже побывали на Алтае, на Байкале, прошли по паломническим тропам Нижегородской земли, которые привели их на святое озеро Светлояр, связанное с легендарным градом Китежем.

В июле 2007 года группа совершила туристический поход на Урал, по местам, о которых поведал замечательный русский писатель Павел Петрович Бажов.

С каждым новым походом (а их проведено уже четыре) наблюдаются положительные изменения в характере и поведении детей. Итоги похода обсуждаются очень подробно, иногда возникают бурные споры, ведутся дискуссии. Например, детей далеко не всегда привлекают мероприятия, которые, по мнению взрослых, должны быть им интересны и полезны. Остаётся проблема воспитания таких сложных качеств, как терпение и терпимость. Возникает много новых вопросов и задач. Как построить работу с детьми, чтобы им было интересно, чтобы пробудить в них любознательность, инициативность, творческий огонёк? Как воспитать в детях стремление к новым знаниям, научить терпимо относиться к особенностям друг друга, объяснить, что труд - это не только эпизодические действия типа принести дрова или поставить палатку, а постоянная работа над собой, ежедневное самосовершенствование?

Многие из этих вопросов мы можем смело адресовать и самим себе, ибо без личного устремления каждого взрослого члена группы, его эмоционального и ментального включения в жизнь и деятельность ребят, без работы над своими мыслями, над усовершенствованием собственной природы вряд ли мы добьёмся ощутимых педагогических успехов. Так что основная работа ещё впереди, и мы полны готовности и стремления двигаться дальше.