ОТЧЁТ ОБ ЭКСПЕДИЦИИ В ХАКАСИЮ-САЯНЫ 2012 ГОДА

ОТЧЁТ ОБ ЭКСПЕДИЦИИ В ХИБИНЫ 2009 ГОДА

ОТЧЁТ ОБ ЭКСПЕДИЦИИ НА АЛТАЙ 2008 ГОДА

ОТЧЁТ ОБ ЭКСПЕДИЦИИ НА УРАЛ 2007 ГОДА

ОТЧЁТ ОБ ЭКСПЕДИЦИИ НА ОЗЕРО СВЕТЛОЯР 2006 ГОДА

В 1994 году была образована Ассоциация творческих учителей России (АСТУР). Председателем Координационного Совета стал кандидат философских наук, Отличник народного просвещения, директор авторской школы «Планета» В.Б. Сорокин.

В этом же году с АСТУР было установлено тесное творческое сотрудничество педагогического семинара под руководством кандидата математических наук, педагога Н.А. Стадниковой. Ядром этого семинара была группа педагогов-исследователей, которые начали свою работу с детьми школьного возраста на базе Советского фонда Культуры в декабре 1990-го года. Их задача заключалась в творческом внедрении в школьную практику инновационных идей гуманной педагогики (автор – академик Российской Академии Образования Амонашвили Ш.А.), а также идей Живой Этики.

В 1995 г. для педагогов этого семинара был организован Лекторий, который начался с цикла лекций под общим названием «Нетрадиционные подходы к педагогике и мировая культура». В завершение этого большого цикла лекций, прочитанных в основном учёными Института востоковедения РАН, 21 марта 2000 г. был проведён Круглый стол с участием д.и.н. Р.Б. Рыбакова, тогда занимавшего пост директора ИВ РАН, а также известного российского педагога, основателя гуманной педагогики, академика РАО Ш.А. Амонашвили и председателя АСТУР В.Б. Сорокина.

С тех пор Лекторий продолжил свою работу на базе Института востоковедения РАН. В 2005 году между ИВ РАН и АСТУР был подписан договор о сотрудничестве. Лекторий получил название «Новая мысль», и его возглавила к.филос. н. , ст.н.с. ЦИИ ИВ РАН А.М. Шустова.

За время работы Лектория были изданы: методическое пособие для учителей «Искусство мыслить» (автор – Н.А. Стадникова, Учебное пособие для начальной школы. М., Общество «Знание» России, ТОО «ИнтелТех», 1995), учебник «Космическая география» (автор – педагог к.п.н. Л.В. Мазурина, Институт холодинамики, 2006). Вышел также сборник прочитанных в Лектории лекций: «Духовный опыт человечества: единство в многообразии» (М., 2006).

В рамках данного проекта в мае 2005 года при Лектории была организована педагогическая секция, педагоги которой проводили экспериментальные практические занятия с группой детей дошкольного и младшего школьного возраста. Основная цель таких экспериментальных занятий состояла в расширении культурного кругозора детей на основе ценностей мировой культуры, воспитание у них высоких нравственных идеалов, раскрытие творческого потенциала.

Программы, по которым проводились занятия, разрабатывались по двум направлениям – естественнонаучному и эстетическому. Естественнонаучный цикл включал занятия по истории, географии, физическому воспитанию. Эстетический – занятия музыкой, историей искусства и литературой. В педагогической секции работали 7 преподавателей. Их авторские программы имели поисковый характер и базировались на основных положениях гуманной педагогики, а также идей Живой Этики.

Были разработаны и проведены следующие программы: «Синтез восприятия: музыка, цвет, форма» – Алмазова Н.М., учитель музыки СШ №4 г. Мытищи; «Что такое искусство?» – Кружкова Т.С., студентка 5 курса РГГУ, факультет Истории искусств; «Космическая география», «На одном языке с природой» – Мазурина Л.В., к.псих.н., учитель географии МОУ СОШ №2 г. Лобня; «Физическая культура» – Малыхина М.В., к.п.н., главный специалист информационно-аналитического отдела Центра сборных команд Москомспорта.; «Волшебные сказки» – Келим Л.Ю., аспирант ИВ РАН; «Открытый космос» – Баева Г.Е., Кулакова Н.И. Темы занятий определялись педагогами по разработанным ими программам и учебному плану. Занятия проводились в форме диалога преподавателя, детей и их родителей.

По окончании учебного цикла, в летнее время (2005-2017) занятия продолжались в форме туристических походов и поездок по историческим местам. Участники детской группы Лектория вместе с родителями и педагогами совершили экспедиции на Алтай, озеро Байкал (Иркутская область и республика Бурятия), на Урал, в Нижегородскую область, Хибины, Саяны (республика Хакасия и Красноярский край). В 2010 году была организована творческая поездка в Индию, в города Дели, Дхармсала и Катра.

В результате работы педагогической секции с 2005 по 2013 год собрано большое количество методического материала. Результаты работы неоднократно докладывались на конференциях АСТУР и других педагогических конференциях. Педагоги выступали с лекциями и мастер-классами в общеобразовательных учреждениях городов Москвы, Лобни, Ногинска, Мытищ, и Венёва (Интернат № 2, НОУ СОШ «Самсон», НОУ СОШ «Планета» г. Москвы, СОШ № 4 г. Мытищи).

В 2006-2013 годах осуществлялась шефская работа в социально-реабилитационном центре «Надежда» г. Венёв, Тульской области.

С 2014 г. педагогическая группа при Лектории шествует над детдомом в д. Лисково, Тверской области (СРЦ «Надежда»).