Во вторник, 21 мая 2019 года, состоится лекция

"Сирия в контексте мирового процесса: прогресс на смену регрессу и архаизации".

Лектор: Фасих Бадерхан, канд. ист. наук, ст. науч. сотр. отдела Кавказа и Центральной Азии ИВ РАН, заместитель руководителя научного центра "Российско-арабский диалог"

Сирия является одним из центров столкновения сил мирового прогресса и архаики. Россия неслучайно была притянута к этому центру противостояния. Российская внешняя политика в Сирии сыграла решающую роль в деле отстаивания мирового прогресса. Как результат решения сирийского кризиса, последуют важные изменения как в самой Сирии, так и на всём Ближнем Востоке, а также и во всём мире.


 


Во вторник, 16 апреля 2019 года, состоялась лекция

"Христиане Египта: кто они?"

Лектор: Кривец Елена Алексеевна, к.и.н., науч. сотр. отдела Сравнительного культуроведения ИВ РАН.

Египет – страна, существующая на протяжении более 5 тыс. лет. Коптами называли египтян вплоть до завоевания Египта арабами и исламизации населения. С тех пор египтяне, принявшие ислам, стали называться арабами, а сохранившие верность христианству – коптами. Коптская община как сплоченная социальная единица защищает свой духовный принцип, выраженный в их религии – христианстве, претерпевая различные виды унижения, выдавливания из общества и страны, вплоть до физического уничтожения.


 


 

Во вторник, 19 марта 2019 года, состоялась лекция

"Ахеменидский Иран и Южный Урал в V–IV в. до н.э."

Лектор: Балахванцев Арчил Савелич, доктор исторических наук, заместитель главного редактора журнала «Восток», старший научный сотрудник Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья ИВ РАН

Регион Южного Урала является местом наибольшей концентрации иранских ахеменидских ценностей, обнаруженных за пределами державы Кира и Дария. Не удивительно, что уже с середины ХХ века исследователи стали задумываться над причиной данного явления. Предполагается, что они проникали туда двумя волнами: первая была связана с участием южноуральских номадов в подавлении египетского восстания Инара в 456–454 гг. до н.э., а вторая — с бурными событиями, последовавшими за гибелью ахеменидской империи и завоеванием Средней Азии Александром Македонским в 329–327 гг. до н.э.

Смотреть на Youtube

Во вторник, 19 февраля 2019 года, состоялась лекция

"Мифотеология Древнего Египта"

Лектор: Чегодаев Михаил Андреевич, ведущий научный сотрудник отдела искусства стран Азии и Африки Государственного института искусствознания, кандидат искусствоведения.

Религия древних египтян, при всем богатстве сакральных текстов, не знала единого основополагающего произведения, как Библия или Коран. Между тем, в основе её лежит удивительная в своей необычной, но очень стройной логике теология, отражающая чрезвычайно архаическое, почти первобытное мышление, обычно именуемое «мифологическим». Парадоксальным образом именно мифологии - в нашем её понимании - в Древнем Египте не существовало; видимо, можно говорить лишь о «предмифологии», не о системе, а об отдельных её «кирпичиках». И тем не менее, древнеегипетская «мифотеология», при всей её необычности и кажущейся противоречивости - это не хаотическое собрание плохо связанных между собой историй и взглядов, а удивительно цельное построение.

 


Во вторник, 15 января 2019 года, состоялась лекция

«Сотворение мира: ранние библейские тексты».

Лектор: Любимов Юрий Васильевич, кандидат исторических наук, заведующий Отделом сравнительного культуроведения ИВ РАН.

Сакральный текст имеет особое значение в культуре, поскольку запечатлевает важнейшие ее опоры, определяя существенные принципы развития. Благодаря длящейся истории своего существования, сакральный текст раскрывает глубинные смыслы мыслей и поступков. Конечно, сама система интерпретаций меняется в соответствии с «духом времени», в зависимости от «точки зрения», но остается жизнеспособной, даже несмотря на достижения человеческой культуры на протяжении тысячелетий. Порой опровергая, подвергая критическому переосмыслению значимость или истоки таких текстов, человечество остается «в рамках» созданного им сакрального пространства.

Смотреть на Youtube

 



 

Во вторник, 18 декабря, состоялась лекция

Сахибы и туземцы: колониальное общество в Индии.

Лектор:  Ванина Евгения Юрьевна, доктор исторических наук, главный научный сотрудник Центра индийских исследований ИВ РАН

Колониализм - это не только экономическое и политическое подчинение метрополией подвластной территории, это особый вид общественных отношений, особый тип культуры, особая идеология. Англичане пришли в Индию, чтобы владеть ею и присваивать ее богатства; сами же они при этом были убеждены, что представляют высший, более разумный и угодный Богу тип человеческих существ, что они знают Индию лучше самих ее жителей, а главное - имеют право и должны "улучшать" покоренную страну, приводить ее в соответствие с единственно правильными стандартами - британскими. В течение долгого времени так же мыслили и многие индийцы...

 


Смотреть на Youtube



Во вторник, 20 ноября, состоялась лекция

Диалог Востока и Запада в наследии итальянского мыслителя Р.Ассаджиоли.

Лектор:  Ключников Сергей Юрьевич, канд. филос. н., академик РАЕН, член Союза писателей России.

К началу XX века противостояние Запада и Востока достигло своего апогея. Вместе с тем самые передовые мыслители Запада чувствовали, что в духовной культуре Востока содержатся уникальные знания. Среди них итальянский философ и выдающийся психолог Роберто Ассаджиоли (1888-1974), который создал систему психоразвития или духовного совершенствования человека, основанную на синтезе лучших достижений Востока и Запада.

 


Смотреть на Youtube



Во вторник, 23 октября 2018 года, состоялась лекция

Взрыв Осевого времени — опыт осмысления средствами художественной литературы.

Лектор: Николай Николаевич Смирнов, педагог, историк, исследователь творчества И.А. Ефремова, автор книги "Иван Ефремов" серии ЖЗЛ.

VI век до н.э. — малоисследованное и не самое популярное время по сравнению с классикой греко-персидских войн и походов Александра. Однако именно тогда произошло рождение большого числа философских и религиозных систем, и была создана первая в истории мировая империя. К этому времени традиционно относят жизни таких деятелей как Пифагор, Фалес, Ферекид, Будда, Лао-Цзы. Тогда же зороастризм из малоизвестного культа становится религией властелинов древнего мира. Тогда же завершается история древнего Египта, в Испании гибнет легендарный Тартесс, на другом конце Евразии хунны предпринимают первые попытки разведать пути на запад, а скифы становятся героями окраин эллинской Ойкумены.


Смотреть на Youtube




 

Во вторник, 25 сентября 2018 года, состоялась лекция

Буддийские памятники Узбекистана

Лектор: Мкртычев Тигран Константинович,
доктор искусствоведения, директор Музея Рерихов,
филиала Государственного музея Востока

Современная территория Узбекистана включает в себя несколько историко-культурных регионов, которые известны с глубокой древности. Это – Бактрия-Тохаристан, Согд, Чач, Хорезм, Фергана. Археологические исследования, которые ведутся в Узбекистане, начиная с конца XIX века и по сию пору, выявили разнообразные свидетельства проникновения в этот край буддизма. Это и остатки архитектурных сооружений, и различные произведения искусства – от настенной живописи до терракотовых статуэток.

В лекции было рассказано о раскопках в этом регионе с участием автора, а также о том, какие буддийские памятники были открыты в результате этих исследований.


Смотреть на Youtube


 

Архив новостей за 2017-2018 уч.г.

Архив новостей за 2016-2017 уч.г.

Архив новостей за 2015-2016 уч.г.

Архив новостей за 2014-2015 уч.г.

Архив новостей за 2013-2014 уч.г.

Архив новостей за 2012-2013 уч.г.

Архив новостей за 2011-2012 уч.г.

Архив новостей за 2010-2011 уч.г.

Архив новостей за 2009-2010 уч.г.

Архив новостей за 2008-2009 уч.г.

Архив новостей за 2007-2008 уч.г.

Архив новостей за 2006-2007 уч.г.

Архив новостей за 2005-2006 уч.г.